Перед сном мне пришел в голову какой-то осмысленный монолог на тему аниме и еще вроде на какую-то социальную тему. Вряд ли я сейчас смогу это воспроизвести.
Монолог про аниме исходил от факта, что я в силу отсутствия достаточного количества времени и энергии не особо ориентируюсь в новинках, которые штампуются сотнями в год. И в которых давно забытые или просто популярные идеи кочуют от одного нового сериала в другой, лишь слегка видоизменяясь и оборачиваясь в тот или иной сеттинг. Хотя эта повторяемость - проблема всякого произведения, будь то книга или фильм. Но, на самом деле, я не считаю это проблемой, конечно же. Каждому поколению доступно то или иное восприятие и понимание, так что нет ничего плохого в попытке преподнести на современном языке какую-нибудь древнюю идею и выдать ее за мировое откровение.
Но просто так сложилось, что мне ближе произведения, которые выпускались примерно с 2003 по 2010 год. Понятно, что чем дальше, тем более усложняются произведения, идеи переплетаются, становятся серьезнее вместе с тем, как растет интеллект (или искушенность) зрителя. Это тоже можно заметить повсеместно, как когда-то простая история захватывала интерес, то сейчас этого уже недостаточно и наивная сказка со скупыми спецэффектами и заезжанными приемами вызывает лишь скуку.
Вместе с тем как растет сложность произведений, растет и неопределенность в них (второй закон термодинамики!), а соответственно неоднозначначность отношения зрителя. Грань между злом и добром давно стерлась, у каждого свои мотивы и цели, человек вместо того, чтобы явно занимать чью-либо сторону, становиться просто наблюдателем, сопереживая тем или иным персонажам в различных ситуациях. По большей части воздерживаясь от оценок, при этом, разве что, иногда сравнивая с собой "поступил бы я так же или нет".
Как по мне, именно этот глобальных отход от "черно-белого" восприятия к "разноцветному" ярче всего характеризует развитие в современных произведениях.